Требования к заданию № 28
Задание № 28 (бывшее С8) проверяет умение школьников формулировать свои мысли и подготавливать доклад, реферат или рецензию.
По условиям задания, необходимо составить развёрнутый план раскрытия темы, в котором будет не менее 3 пунктов, причём 2 и более из них должны быть дополнительно разбиты на подпункты.Развёрнутый план ответа не требует подробного раскрытия темы. Вам не нужно приводить определения, объяснять суть обществоведческих явлений или аргументировать свою точку зрения. Представьте себе, что вы пишете доклад, реферат, курсовую работу. Оглавление этой работы и будет вашим ответом.
Как и другие задания второй части ЕГЭ, план ответа оценивается в соответствии с определёнными критериями:
- Составление ответа в форме сложного плана. Проще говоря, в ответе обязательно должно быть не менее 3, а лучше 4 – 5 пунктов, минимум 2-3 из которых должны быть раскрыты в подпунктах. В идеале, «сложный» план предполагает умение использовать стандартную структуру любого доклада: введение (роль которого исполняет первый пункт), основная часть, состоящая из 2-3 пунктов, и вывод, подводящий итог под всей темой.
- Использование тех пунктов плана, без которых невозможно полное раскрытие темы. Для каждого вопроса количество и список этих обязательных пунктов будет разным. В некоторых случаях, достаточно 3 пунктов, а в некоторых, и 6 не будут лишними.
- Корректность и грамотность формулировок. В соответствии с этим критерием, названия пунктов и подпунктов должны быть согласованными, построенными по правилам русского языка, не иметь орфографических и пунктуационных ошибок.
За каждый правильно выполненный критерий начисляется 1 балл; таким образом, за это задание можно получить 3 первичных балла.
Алгоритм написания задания 28
Прежде чем приступать к заданию, кратко выпишите на черновике все термины, которые вам понадобятся для ответа. Подумайте, какую важную информацию, необходимую для раскрытия темы, вы знаете. Лишь после этого можно начинать отвечать на вопрос.
По условиям задачи, требуется не менее 3 пунктов, 2 и более из которых делятся на более мелкие подпункты. Однако оптимальным количеством будет 4 – 6 пунктов.
Первый пункт должен давать представление обо всём дальнейшем плане, по сути, озаглавливать его. Представьте, что вы пишите реферат: его название и будет пунктом № 1. Будьте очень внимательны. Если первый пункт не раскрывает поставленной задачи, экзаменатор имеет право не проверять задание дальше и поставить «0 баллов» за этот вопрос.
Есть несколько тонкостей, которые позволят правильно написать первый пункт:
- Он должен отвечать поставленной проблеме (то есть, если вопрос звучит как «Социальный конфликт и пути его разрешения», то первый пункт должен содержать название или краткую характеристику конфликта, но никак не перечисление видов социальных отношений).
- Он не должен дословно повторять тему задания.
- Не делайте его слишком длинным – это не эссе, развёрнутые объяснения в 28 задании не нужды.
- Не стоит использовать в качестве первого пункта официальное определение или слова «термин», «понятие».
- Постарайтесь кратко раскрыть в первом пункте суть явления, воспользовавшись формулой «… как…»: «социализация как процесс внедрения в общество»; «рынок как совокупность товарно-денежных отношений»; «конфликт как борьба за собственные интересы» и т.д. Или же сразу обозначьте социальную проблему: «Особенности социальных конфликтов в современном мире».
- «Ведение» не нужно разбивать на подпункты.
- Наконец, первый пункт не должен состоять из одного слова, которое не даёт представления о сути рассматриваемого явления. К примеру, вариант «Конфликт» будет засчитан как незнание темы).
Пункты № 2, 3, 4 и так далее должны по максимуму раскрывать тему задания. В идеале, каждый из них нужно разбивать на подпункты. Но учтите: многоступенчатые пункты, формата «1.1.2.» или «1) А) А-2» запрещены.
Последним пунктом нужно, по возможности, показать социальную проблему: роль рассматриваемого явления, способы решения задачи, значение события. Неплохим вариантом будет показать знания социальных реалий. К примеру, в теме «Политические партии» можно перечислить наиболее влиятельные партии современной России.
Впрочем, в 28 задании можно обойтись и без чётко выделенного вывода, это не будет считаться за ошибку.
Как выбрать информацию для ответа
Какие сведения нужно использовать для 28 задания? Это вам придётся решить самостоятельно. Каждая тема предполагает свой набор необходимых для полного ответа пунктов. Для того, чтобы понять, какие именно факты нужно для того или иного вопроса, необходимо учить (и время от времени повторять) весь школьный курс по обществознанию.
Довольно часто может потребоваться информация о классификации явления, его признаках и структуре. В узких вопросах придётся использовать собственные знания и попытаться представить, что важного можно сказать для раскрытия заданной темы. К примеру, для «Семейного бюджета» нелишней будет информация о доходах семьи, влиянии инфляции, роли государственной поддержки и т.д.
Обязательным пунктом в 2/3 всех заданий будут функции. Так, их обязательно нужно использовать в таких темах, как:
- общество;
- культура (как общая, так и политическая или правовая);
- наука;
- искусство;
- религия;
- государство;
- политические партии;
- политическое лидерство;
- элита;
- избирательный процесс и избирательная система;
- семья;
- предпринимательство;
- рынок и рыночные отношения;
- маркетинг;
- бюджет;
- налоги;
- и многое другое.
Одним словом, функции нужно перечислять в тех случаях, когда речь идёт о каком-либо процессе, организации, социальном институте или форме деятельности. Во всех тех случаях, когда можно задать вопрос: «Для чего нужно это явление?», «Какую роль оно играет?»
Функции обязательно нужно рассматривать в подпунктах (не менее трёх); а если вы хорошо разбираетесь в теме, то желательно перечислить их все. К примеру, при раскрытии темы «Семья в современном мире» этот пункт будет выглядеть так:
«2) Функции семьи:
- А) репродуктивная;
- Б) социализирующая;
- В) регулятивная;
- Г) социально-статусная;
- Д) рекреационная;
- Е) психотерапевтическая;
- Ж) хозяйственная;
- З) коммуникативная».
Обратите внимание, что для соответствия третьему критерию оценки, все функции должны быть написаны в одинаковой форме: или в форме прилагательного (социализирующая, контролирующая), или в форме существительного (функция социализации, функция социального контроля).
Не нужны функции лишь в тех вопросах, которые:
- предполагают распределение существующих явлений по категориям (социальные общности, политические режимы, формы правления, экономические системы и т.д.);
- рассматривают конкретную социальную проблему или процесс (экологические проблемы и пути их решения; социальная ответственность учёного; социализация индивида);
- представляют собой раскрытие вопросов, связанных со статусом человека: «Индивид и Индивидуальность», «Гражданин, его права и обязанности», ««Личность и социализация» и т.д.
Учтите, что в зависимости от конкретной формулировки темы список «необходимых пунктов», даже в близких по смыслу заданиях, может меняться. Так, в задании с формулировкой «Нации и межнациональные отношения» нужно будет использовать информацию о:
- признаках нации (общая история, язык, стереотипы поведения, менталитет и т.д.)
- формах межнациональных отношений;
- принципах межнационального общения;
- причинах межнациональных конфликтов (национализм, дискриминация, религиозные и территориальные споры, сепаратизм и т.д.);
- и, конечно, о национальной политике России.
Если же тема звучит как «Этнические группы современном мире», то обязательно нужно будет перечислить признаки, образующие этнос, виды этносов, формы межнациональных отношений, самые популярные точки зрения на формирования этносов и т.д. и т.д. Информация о национальной политике в данном случае является излишней.
Как написать задание № 28 на максимальный балл?
На самом деле, совет здесь может быть лишь один: старательно учить и повторять весь курс обществознания. И, разумеется, регулярно выполнять 28 задание, чтобы к моменту сдачи ЕГЭ «набить руку» и иметь приличный опыт.
Отличным способом подготовки к этому вопросу будет составление подробных, двухуровневых оглавлений. После изучения новой темы внимательно перечитайте её, подумайте, из каких смысловых компонентов она состоит, и сразу же составьте по ней краткий план ответа. Если вы выписываете информацию в тетрадь, можно пронумеровать страницы. В этом случае вы убьёте сразу двух зайцев: научитесь составлять план в стиле двадцать восьмого 28-го задания и сможете легко найти любую тему в своём конспекте.
Свежие комментарии