Есть вещи, которые однажды обязательно надо обсудить со своими детьми, прямо или косвенно. Потому что плохая идея оставлять ребёнка без своей поддержки и защиты, и сделать вид, что проблемы не существует — часто означает оставить ребёнка с проблемой наедине.
Вот пять вещей, без разговора о которых обойтись — сделать всем хуже.
Смерть
Ещё в дошкольном возрасте ребёнок узнаёт, что все мы смертны. И он. И папа с мамой. И, может быть, дедушка скоро умрёт, но все делают вид, что ничего не происходит. Избегание разговоров о смерти — прямой путь к появлению странных фобий. Например, ребёнок может начать страдать бессонницей, чтобы не умереть во сне, или с содроганием проходить по улице мимо высоких зданий, потому что ему будет казаться, что они вот-вот обрушатся.
Плохой способ: преподносить смерть как что-то принципиально нестрашное, “как заснуть и не проснуться”; лихо сказать “все умрём, чего об этом говорить”; убить на глазах у ребёнка аквариумную рыбку.
Хороший способ: поговорить о том, как переживается утрата, как мы сохраняем память о предках, как человек продолжается на земле и что делать, если мы знаем о близкой смерти родственника.
Хорошо почитать и посмотреть: Ким Фупс Окесон “Как дедушка стал привидением”, Анджела Нанетти “Мой дедушка был вишней”, для подростков — фильмы вроде “Лавка чудес”, “Воровка книг” и “Большая рыба”.
Сексуальная безопасность
Бесполезно говорить ребёнку “Если тебя изнасилуют, будет плохо, не давай себя изнасиловать”. Молчать бесполезно (и опасно) тоже. Ребёнок должен знать, где и как его имеют право касаться только родители и врачи, кому нормально разрешать себя обнимать или целовать, а кому не надо (и не стоит сомневаться, вежливо ли отказать), и, наконец, как не имеет права делать никто.
Кроме того, всегда стоит повторить обычные правила безопасности: не ходи никуда, не убедившись, что родные знают, как тебя найти, например, или не соглашайся сесть в машину, чтобы показать дорогу.
Стесняетесь называть органы и действия своими именами? Не бойтесь пользоваться эвфемизмами, если уверены, что ребёнок их поймёт. Особенное внимание обратите на то, что недопустимо причинять в укромных местах своими действиями боль, но если нет боли, а ты смущаешься — то что-то тоже идёт неправильно, надо прекратить.
Плохой способ: говорить так обтекаемо, что ребёнок не поймёт вообще ничего, или показать на кукле так подробно, что он наживёт себе фобию; назвать вещи по-взрослому, не убедившись, что все термины подросток понимает точно; сказать, что всё дело в хорошем или плохом поведении ребёнка.
Хороший способ: объяснить понятие личных границ и то, как по-разному близко мы подпускаем к себе разных людей; напомнить, что слишком интимные действия не только с ребёнком нельзя производить, но и он сам не должен их делать, потому что это означает вредить другим.
Хорошо почитать и посмотреть: Мари Ваббес “Я думал, ты мой друг”, для подростков — фильм “Милые кости”.
На случай, если взрослые исчезли в неизвестном направлении — или в известном, но ясно, что ждать их оттуда уже нет смысла, потому что закончилась еда – ребёнок должен знать, к кому обратиться за помощью и как на помощь позвать, если он заперт в доме/квартире. Например, очень редко помогают крики наугад, зато звонок в полицию (если есть телефон) или затопление квартиры (если полиция никак не хочет поверить детскому голосу) помогут куда лучше криков.
Плохой способ: сказать, что инструктируешь на случай своей смерти под самосвалом — плюс фобия ребёнку не нужна.
Хороший способ: объяснить, что иногда с людьми случается несчастный случай и они оказываются в больнице без сознания, и потом уже инструктировать.
Хорошо почитать и посмотреть: разные смешные книги и фильмы о детях, живущих несколько дней или лет в одиночку, и обсудить, почему их поведение выигрышно только в комедии.
Тревожный код
Если твой ребёнок может заартачиться при просьбе или приказе и потребовать долгих объяснений, или ты предполагаешь, что вы вдвоём можете попасть в опасную ситуацию, разработайте специальные словесный и жестовый сигналы, которые дадут понять, что прямо сейчас — чрезвычайный случай.
Отрабатывай время от времени ситуацию в игровой форме, причём ребёнок должен знать, что сейчас именно тренировка, чтобы, в случае чего, понимать: речь идёт не об игре.
Злоупотреблять в быту условным сигналом тревоги не стоит. Помнишь ведь историю про мальчика, который кричал “Волки”?
Объясни заодно правило “Один бьёт, другой бежит”. Если один (и это обязательно взрослый) остался задержать нападающих и тянуть время, второй (ребёнок) не строит из себя героя, потому что запросто может погубить этим обоих. Слышит приказ “беги!” — бежит, если надо и возможно — прячется, так есть шанс, что он вызовет помощь и обоих как раз спасёт.
Плохое решение: слишком длинная или часто употребимая фраза, жест.
Хорошее решение: короткая цитата, число, жест, требующий только одной руки. Важно, что должны быть и слово, и жест, на случай, если ребёнок тебя не увидит или не услышит.
Хорошо посмотреть: для подростков — фильм “Леон”.
Шантаж
Во многие ситуации дети влипают, потому что ведутся на шантаж, который подаётся им так, что ситуацию можно сделать гораздо хуже, чем ту, в которую ребёнок попадёт, шантажу поддавшись.
Поговорите с ребёнком, чтобы убедиться, что он знает: во всех экстремальных ситуациях вы на его стороне и прежде всего накажут обидчика. Предупредите об опасности накопления компромата, когда поддаётся шантажу.
Плохой способ: обещание убить шантажиста, ребёнок может испугаться за вас.
Хороший способ: объяснить, что на каждую силу и власть можно найти противодействующие силу и власть. Даже если вы сами в этом не очень уверены, главное, чтобы так думал ребёнок. В крайнем случае ведь вы на самом деле можете не мстить, а сбежать с дитём в охапку.
Хорошо посмотреть: для подростков — фильмы “Дитя тьмы” и “Кибер-террор”.
Текст: Лилит Мазикина
Свежие комментарии